Основания повышения тарифных ставок (окладов) на 100%


ОСНОВАНИЯ
повышения тарифных ставок (окладов) на 100% и начисления премии в размере 60% тарифной ставки (оклада) инвалидам – чернобыльцам, принимавшим непосредственное участие в ЛПА на ЧАЭС при перерасчете их заработной платы за работу в зоне отчуждения в 1986 -1988 годах
 
На заседании Донецкого областного и городского советов ВООИ «Союз Чернобыль Украины», состоявшегося 31 октября 2012 года, заместитель председателя Донецкой облгосадминистрации Фомин В.В. заявил, что создание «Комиссии по определению данных о заработной плате работников за работу в зоне отчуждения в 1986 – 1990 годах», утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2012 года №886, задерживается из-за отсутствия механизма определения этих данных в части повышения тарифных ставок (окладов) на 100% и начисления премии в максимальном размере 60% тарифной ставки (оклада).
Донецкий областной и городской Советы ВООИ «СЧУ» считают, что причиной этого стало недостаточное или полное незнание чернобыльского законодательства за период 1986 – 1988 годов.
Вопросы повышения тарифных ставок и начисления премии необходимо рассматривать только при комплексном подходе к законодательным актам 1986 - 1988 годов.
  1. Вопрос повышения тарифных ставок (окладов) на 100%.
В постановлении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 07 мая 1986 года (так называемое постановление директивных органов) «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской АЭС» в п.1 было постановлено:
«Предоставить право руководителям предприятий и организаций производить оплату труда работников, непосредственно занятых на работах по устранению последствий аварии на Чернобыльской АЭС по повышенным до 100% тарифным ставкам (должностным окладам). Конкретные размеры повышения указанных ставок (расценок) и окладов устанавливаются с учетом сложности и срочности выполняемых работ».
Что представляли из себя сложности работ?
Для этого необходимо знать радиационную обстановку в зоне отчуждения. А для этого, в свою очередь, надо знать, что такое рентген, миллирентген и микрорентген, так как зоны опасности, на которые была поделена зона отчуждения, определялись по уровню загрязнения в  миллирентгенах.
1 рентген равен 1000 миллирентген, а миллирентген равен 1000 микрорентген, т.е. рентген равен одному миллиону микрорентген.
Для регионов Украины нормальным радиационным фоном считается от 9 в Крыму до 13,5 микрорентген в Донецкой области. Усредненным считается фон около 12 микрорентген.
Правительственная комиссия, руководившая ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, разделила зону Чернобыльской АЭС (30 километровую зону, зону отселения, зону отчуждения) на четыре зоны опасности:
 
№ зоны
Радиационный фон
Нормальный фон
Превышение
Примечания
№3
свыше   100 mR
12
свыше       8300 раз
100000 mR = 0,1R
№2
от 20 до 100 mR
12
от 1700 до 8300 раз
 
№1
от   5 до   20 mR
12
от   420 до 1700 раз
 
ОК
особого контроля
от   2 до     5 mR
12
от   170 до   420 раз
 
 
Чернобыльцы - ликвидаторы, как видим, работали в особо сложных и особо тяжелых условиях труда. Вследствие этого их тарифные ставки и оклады повышались на 100%.
За пределами зоны отчуждения они повышалась на 25%.
Работник, находившийся в зоне №3 12 часов, получал дозу облучения 1,2 рентгена (1,2х12). Максимальная доза облучения, установленная в 1986 году, при получении которой ликвидатор выводился из зоны ионизирующего излучения, составляла 25 рентген, без права привлечения его в дальнейшем к работам в зоне ионизирующего излучения.
Для снижения загрязнения организма работников их рабочее время устанавливалось в зависимости от радиационного фона от одной минуты при очистке кровли зданий и сооружений промплощадки Чернобыльской АЭС до 3 часов в сводном отряде Минуглепрома СССР при проведении горных работ под фундаментом 4 реактора.
В первые месяцы ликвидации аварии замеры полученных доз радиоактивного облучения были поставлены из рук вон плохо. Так, в сводном отряде МУП СССР было установлено, что за 15 – 16 дней работник получал до 25 рентген. После перерасчетов, проведенных в 1990 году во Всесоюзном научном центре радиационной медицины, дозы облучения оказались в пределах от 40 до 90 рентген.
Из приведенного ясно, что работы велись в особо сложных условиях.
О срочности выполнения этих работ можно сказать, что более напряженной работы нигде нельзя было встретить, сроки устанавливались предельно краткие.
Поэтому в зоне ионизирующего излучения всем работникам, принимавшим участие в ЛПА на ЧАЭС, тарифные ставки повышались не до 100% , а на 100%.
Попытки местных и центрального органов Пенсионного фонда Украины заявлять, что повышение тарифных ставок (окладов) на 100%, не имеет оснований, говорят о том, что они не знают условий работы в зоне отчуждения или же получили указание сверху.
Данная правовая норма о повышении тарифных ставок (должностных окладов) на 100% повторена в абзаце втором подпункта первого постановления Совета Министров УССР и Укрсовпрофа от 10.06.1986 г. №207-7 (постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 5 июня 1986 года №665-195) «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды»:
«Распространена на работников предприятий, организаций и учреждений, независимо от ведомственной подчиненности (включая лиц, временно переведенных и командированных), а также на военнослужащих и военных строителей, занятых на указанных работах, действие пунктов 1 (на период проведения этих работ), постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 7 мая 1986 года №524 – 156 (подпункты 1 и 10 пункта 1 постановления Совета Министров УССР от 8 мая 1986 года №168-5)».
Эта правовая норма была отменена лишь 21 апреля 1988 года постановлением Совета Министров СССР №491 – 106 «Об утратившим силу решениях Правительства СССР по вопросам оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды».
«В связи с изменением радиационной обстановки и введением согласно постановлению ЦК КПСС , Совета Министров СССР и ВЦСПС от 29 декабря 1987 года №1497-378 новых условий оплаты труда и льгот для работников, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, Совет Министров СССР постановляет:
1.      Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню:
1.      Абзацы 1 и 3 пункта 1 постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 7 мая 1986 года №524 -156.
Абзац 1 пункта 1 постановления – это постановление №524 - 156» о повышении тарифных ставок (должностных окладов) на 100%.
Этим же постановлением №491 – 106 был признан утратившим силу абзац четвертый распоряжения Совета Министров СССР от 17 мая 1986 года №964-рс, в котором было установлено:
- разрешить руководителям министерств и ведомств, участвующим в ликвидации аварии по согласованию с председателем Правительственной комиссии производить в исключительных случаях оплату труда работников, занятых на указанных работах в ІІІ зоне опасности в 5-ти кратном размере по сравнению с установленными действующим законодательством нормами, во ІІ зоне – в четырехкратном размере и в І зоне - в трехкратном размере.
 
2.      О кратности оплаты труда.
 Действующим на тот момент постановлением директивных органов тарифные ставки (оклады) были повышены на 100%.
Постановлением директивных органов от 29.12.1987 года №1497 – 378 (распоряжение Совета Министров УССР от 06.01.1988 года №12-рс) было установлено, что оплата труда работникам, временно переведенным для выполнения работ на Чернобыльской АЭС и в зоне отселения сверх сохраняемой средней заработной платы по основному месту работы, производятся в однократном размере тарифной ставки (должностного оклада). Эта же норма оплаты была установлена и для военнообязанных, призванных на сборы и непосредственно занятых на работах по ЛПА на ЧАЭС и в зоне отселения.
Однако в данном распоряжении было сделано и исключение. Было разрешено руководителям предприятий и организаций, выполняющих работы по ЛПА на ЧАЭС и в зоне отселения применять в исключительных случаях оплату труда в трехкратном размере.
В постановлении Совета Министров УССР и Укрсовпрофа от 10 июня 1986 года №207 – 7 слова «по согласованию с председателем Правительственной комиссии производить в исключительных случаях» исключены, так как все работы по ЛПА на ЧАЭС относились к исключительным случаям вследствие высокого и особо высокого радиационного фона, а зона отчуждения делилась на 4 зоны опасности именно Правительственной комиссией. Кроме того в письме Минтруда и социальной политики Украины от 20.05.2005 года №338/0/15-05/834-4 Пенсионному фонду Украины указано, что руководителям предприятий и организаций было разрешено в исключительных случаях и на непродолжительное время проводить оплату труда таких работников.
Там же было указано, что в зонах особо высокого радиационного фона оплата труда работников (это были военнообязанные, призванные на сборы) в зависимости от радиационной обстановки оплата труда проводилась в кратности от 1 до 4 сверх сохраненной средней заработной платы.
 
3. Вопрос начисления работникам, непосредственно занятым на работах по ЛПА на ЧАЭС премии в максимальном размере 60%.
В связи с постановлением директивных органов от 7 мая 1986 года №524 – 156 Государственный комитет по труду и социальным вопросами и секретариат ВЦСПС (советское трудовое законодательство предусматривало обязательное согласование издаваемых постановлений по социальным вопросам с профсоюзами) приняли постановление от 7 мая 1986 года №153/10-43, в п. 1 которого постановили, что «работникам, непосредственно занятым на работах по устранению последствий аварии на Чернобыльской АЭС, премии, поощрения и вознаграждения начислять в соответствии с действующими положениями на увеличенные согласно п. 1 постановления директивных органов от 7 мая 1986 года №524 – 156 тарифные ставки (сдельные расценки) и должностные оклады. Установленные законодательством предельные размеры премии начислять исходя из указанных повышенных тарифных ставок (сдельных расценок) и должностных окладов».
В данном п. 1 указывается, что премии начислять работникам. К работникам относятся все физические лица, вступающие в трудовые отношения с работодателем. В период 1986 -1990 годы работодателями были государственные предприятия, организации, учреждения.
Таким образом, участниками ЛПА на ЧАЭС были все гражданские лица, которые были работниками предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зоне отчуждения, временно направленные или командированные на ЛПА на ЧАЭС.
Поэтому действие п.1 постановления ГКТ СССР и секретариата ВЦСПС от 7 мая 1986 года №153/10-43 распространялось на всех работников, принимавших участие в ЛПА на ЧАЭС без всяких исключений.
в п.4 постановления Совета Министров УССР и Укрсовпрофа от 10.06.1986 года №207 – 7 был установлен максимальный размер премии – 60% от тарифной ставки (оклада) в месяц. При этом в данном постановлении никаких условий о внесении каких-либо дополнений к коллективным договорам предприятий, организаций не было установлено.
А так как расширительное толкование законодательных актов запрещено, то требование пенсионных органов о предоставлении положений о премировании на предприятиях противозаконно, тем более, что Положения о премировании не являются документом постоянного хранения, на хранение в государственные или частные архивы не передаются.
Действующими положениями, о которых записано в постановлении ГКТ СССР и секретариата ВЦСПС от 7 мая 1986 года №153/10-43 были «Основные положения о премировании работников производственных объединений (комбинатов) и предприятий промышленности за основные результаты хозяйственной деятельности», утвержденное постановлением ГКТ СССР и президиума ВЦСПС от 24.07.1980 года №214/П-8, в которых установлен порядок премирования всех категорий работников.
Предприятия и организации, на которых постоянно работали участники ЛПА на ЧАЭС, никакого отношения к работам по устранению последствий аварии не имели.
Работники, упомянутые в постановлении №153/10-43, работали по устранению аварии на промышленном предприятии – Чернобыльской АЭС и должны получать премию за выполнение работы на этом предприятии.
Премирование в максимальном размере 60% распоряжением Совета Министров УССР от 06.01.1988 года установлено и участникам ЛПА на ЧАЭС в 1988 – 1990 годах.
Таким образом, вывод Министерства труда и социальной политики Украины о том, что для повышения на 60% размеров премии всем работников оснований нет, не имеют юридической силы.
Вопросы оплаты труда, премирования и дополнительной оплаты, то есть системы оплаты труда для участников ЛПА на ЧАЭС, были установлены постановлением Совета Министров УССР и Укрсовпрофа от 10.06.1986 года №207 – 7 и эту систему оплаты труда, установленную в законодательном акте, никто не имеет права толковать по своему разумению. Это законодательный акт прямого действия и всякие ухищрения, которыми пользуются чиновники разных рангов используя правовую неграмотность подавляющего количества участников ЛПА на ЧАЭС, для изменения данного Законодательного акта, противоправны.
  Инвалиды Чернобыля отстоят свои права.
 
 
Методический совет по вопросам применения
законодательных и нормативно – правовых актов
по чернобыльским вопросам за 1986 – 1990 годы
при Донецкой городской организации ВООИ
«Союз Чернобыль Украины»


ДЖЕРЕЛО

5 коментарів:

  1. А ведь такой порядок был установлен
    ЗАКОНОМ У К Р А Ї Н И
    Про внесення змін і доповнень до Закону Української РСР
    "Про статус і соціальний захист громадян, які
    постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи" 19 грудня 1991 року
    N 2001-XII
    о чём доступно и доходчиво размещалось в
    Р о з д і л VII

    ОСОБЛИВОСТІ РЕГУЛЮВАННЯ ПРАЦІ ГРОМАДЯН,
    ЯКІ ПРАЦЮЮТЬ НА ТЕРИТОРІЯХ РАДІОАКТИВНОГО ЗАБРУДНЕННЯ

    Стаття 39. Оплата праці громадян, які працюють на
    територіях радіоактивного забруднення

    И так далее до 47 статьи этого раздела, затрагивая всю категорию лиц участвовавших в работах, службе по ЛПА на ЧАЭС.
    http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2001-12/print1347949931289612

    ВідповістиВидалити
  2. Месяц назад прошли суды- городской и апелляционный в Луганске по з/п участнику 1986 года с действующего предприятия.Ликвидатор(работал на станции) подал на предприятие на 60% суды отказали.Нарочно не придумаешь,так как на этом же предприятии ,те кто оформил справки до 2012 года,есть премии у других ликвидаторов.Бывает и так.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Так тогда есть смысл воспользоваться п.п.1 п.1 ст.355 ГПК Украины для обращения в ВСУ :"Основания для подачи заявления о пересмотре судебных решений по гражданским делам может быть подана исключительно по основаниям: 1) неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях;

      Видалити
    2. Он уже написал в ВСУ.

      Видалити
  3. Мой муж инвалид — чернобылец 1 категории Получает минимальную пенсию. Был январь-апрель 1988г. 61 выезд на станцию. \3 зона\ Для перехода на пенсию по 1210 \так-как предприятие ликвидировано\ 09,11,2012 подали документы на коммисию г.Луганск \постановление КМУ №886 от 26,09,2012\ Ровно через девять месяцев 09,08,2013 получили сплавку. ШОК. За март кратность не пременялась, \но это спасибо правительству хотя есть но\доплаты за выходные и праздничные — ноль, премии — ноль, доплата водителям — ноль, так еще и часовую тарифную ставку поставили 1,06 если в архивных документах предприятия четко написано 1,31. Получилось меньше чем получил в 1988г. Прикинули теперь хватит на пол-минималки. Что делать?

    ВідповістиВидалити